Платить по счетам: как энергетики борются с должниками

Сегодня в 09:15

В среду в Кемерове крупнейший поставщик электроэнергии отчитался перед потребителями по итогам 2018 года. Главным спикером пресс-конференции «Объёмы реализации электроэнергии и дебиторской задолженности потребителей ПАО «Кузбассэнергосбыт» стал генеральный директор компании Леонид Петров. Он рассказал присутствующим не только о проблемах, с которыми сталкивается предприятие в своей работе, но и о разрабатываемых мерах для их решения.

По состоянию на январь 2019 года общий долг за электроэнергию кузбасских потребителей составляет 3,1 миллиарда рублей. Более половины от этой суммы — просроченная дебиторская задолженность. Долги населения — лишь десятая часть. Основными же неплательщиками за прошедший год стали жилищно-коммунальные компании, на долю которых приходится половина от всей суммы долга. Это на 9,6% больше в сравнении с 2017 годом.

— Многие задолжавшие коммунальщики по Кемеровской области имеют слабую техническую базу, — поясняет Леонид Петров. — Нередки порывы, аварии, поэтому страдают и жители городов и районов. В частности, в Киселёвске, Ленинске-Кузнецком, Белове, Юрге, а также Яшкинском, Яйском и Чебулинском районах более десятка предприятий ЖКХ не платят за электроэнергию месяцами, а то и годами. Так, просрочка оплаты потребления киселёвского ООО «ГТП», на перебои в работе котельных которого жаловались горожане в октябре, — почти три года. ООО «Водоснабжение» из Белова за полтора года задолжало более ста двенадцати миллионов рублей и ООО «Теплоэнергетик» — почти пятьдесят миллионов.

Сложившуюся ситуацию поставщики электроэнергии объясняют недоработками в законодательстве. Благодаря постановлению Правительства РФ такие компании обладают статусом «неотключаемые потребители» и часто этим статусом злоупотребляют: пренебрегая платой за электроэнергию, накапливают долги. А иногда и вовсе объявляют себя банкротом, передавая объекты другому собственнику. Таким образом за последние пять лет поступило более 40 компаний. Общий долг предприятий, которые находятся на стадии банкротства или ликвидации, — более 600 миллионов рублей.

По словам энергетиков, искать варианты решения подобных проблем — вести диалог о рассрочке или реструктуризации долга — они готовы с любым потребителем. К эффективным мерам урегулирования задолженности также можно отнести и рассылку уведомлений об ограничении электропотребления.

В 2018 году должники в 98% случаев после получения таких предупреждений заплатили по счетам. Также ведётся претензионно-исковая работа и активное взаимодействие со службой судебных приставов.

— Из 27 направленных в Арбитражный суд Кемеровской области исковых заявлений о предоставлении финансовых гарантий в прошлом году суд удовлетворил 23, четыре находятся на рассмотрении, — рассказывает генеральный директор ПАО «Кузбассэнергосбыт». — В 2018 году, не очень надеясь на большой эффект, мы также начали практику уголовного преследования должников. В итоге метод оказался действенным: по четырём статьям заведено 16 уголовных дел в отношении семи жилищно-коммунальных компаний области. А чтобы снизить дебиторскую задолженность, привлекаем некоторых руководителей предприятий к субсидиарной ответственности.

Несмотря на проблемы в расчётах предприятий ЖКХ, «Кузбассэнергосбыт» прорабатывает разные схемы оптимизации своей деятельности. К примеру, ищет контрагентов за пределами области. Сейчас ведутся переговоры с рядом компаний Новосибирска, Алтая и Томска. В Томской области уже приступили к работе в двух торговых центрах. Также активно заключаются энергосервисные контракты, а для продвижения инициатив по изменению действующего законодательства компания работает в составе Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний России.

— Но всё-таки главным для нас является клиент, — подчёркивает Леонид Петров, — и наша задача — его удержать. Мы принимаем платежи от населения всеми возможными способами, применяя все современные технологии. Для доступности оплаты в Кузбассе работает 50 офисов. Мы заключили договоры с банками, «Почтой России», чтобы потребителям было удобнее оплачивать электроэнергию. Я всегда говорю: клиент, персонал и IT-технологии — это два с половиной кита, на которых держится наша компания.


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники