Почему частная скорая помощь в Кузбассе работает бесплатно

Позавчера в 09:44

С 2017 года на все вызовы жителей Кировского района, села Елыкаево и города-спутника Лесная Поляна вместо государственной скорой помощи приезжает частная «Скорая помощь». Для людей это бесплатно: частную организацию финансирует фонд обязательного медицинского страхования, так же, как и государственную «скорую». Директор ООО «Скорая помощь» Максим Давиденко рассказал о том, как организована работа частной скорой, когда она появилась и как будет развиваться.

Фото: архив компании, архив A42.RU

Частная скорая — это бесплатно

На своей территории обслуживания ООО «Скорая помощь» работает так же, как и городские подстанции «скорой». Экипажи выезжают по экстренным и неотложным вызовам, оказывают медицинскую помощь на месте и привозят пациентов в больницу.

— Мы в системе ОМС с первого дня, — рассказывает Максим Давиденко, — но сначала работали по всему городу без привязки к конкретному району. Помогали, если городской скорой помощи не хватало экипажей. Есть же норматив: по экстренному вызову медики должны прибыть через 20 минут, по неотложному — через два часа. Когда диспетчер понимал, что вовремя городской экипаж не доедет, он передавал вызов нам.

Такие вызовы частной скорой оплачивал и оплачивает фонд ОМС. Медики работали успешно, и в июне 2017 года областной департамент здравоохранения «приписал» им собственную территорию обслуживания: Кировский район, елыкаевское и верхотомское направления, город-спутник Лесная Поляна.

— Люди на нашей территории чаще всего даже не знают, что их обслуживает не государственная скорая помощь, — говорит директор.

Догадаться можно разве что по автомобилям: государственная «скорая» ездит на «Газелях», у ООО «Скорая помощь» — более комфортабельные «Пежо».

— У нас есть и платные услуги, но это совсем другое направление, — объясняет Максим Давиденко. — Не может такого быть, чтобы мы приехали по вызову через «03», выяснилась какая-то новая информация и мы вдруг взяли деньги. Через «03» мы бесплатно окажем полный объём медицинских услуг, как и государственная скорая. А чтобы получить частную услугу, нужно звонить вообще по другому номеру: 59-03-03.

Как в Кузбассе появилась частная скорая

К организации городской службы скорой помощи у кемеровчан всегда были вопросы.

— В 2016 году во время эпидемии ОРВИ стало совсем плохо, — рассказывает инвестор ООО «Скорая помощь» Захар Титов. — Машин и врачей не хватало, ситуация была патовая. Расширить частную службу скорой помощи предложили сами медики. До этого работал лишь один частный экипаж, и нужны были серьёзные инвестиции, чтобы оснастить ещё хотя бы пять машин — это бы исправило ситуацию.

Для того, чтобы частная скорая помощь была для кемеровчан бесплатной, её финансирует фонд ОМС. То же самое происходит и с государственной скорой помощью. Решение вопроса о финансировании каждой медицинской организации происходит ежегодно. Инвестор рисковал: могла сложиться ситуация, при которой он деньги вложит, а фонд ОМС через год в финансировании откажет. Опасались, со своей стороны, и горожане: где гарантии, что частник, который обслуживает территорию, не закроется через год?

— Чтобы у всех сторон были гарантии, я предложил механизм долгосрочного инвестиционного соглашения, — говорит Захар Титов. — Я готов инвестировать, заключить соглашение с образовательными учреждениями о приёме на работу выпускников, гарантировать, что не уйду с рынка определённое продолжительное время — например, пять лет. А областные власти позволяют мне работать в системе ОМС, если я соответствую требованиям фонда. В соглашении прописываются все детали и ответственность сторон. Идею соглашения одобрили и работавшие в тот момент заместитель губернатора Владимир Чернов, и губернатор Аман Тулеев. А потом случилась трагедия в «Зимней Вишне».

После ужасной беды областным властям стало не до соглашений. Затем последовали масштабные кадровые изменения, и проект соглашения отложили в сторону. «Скорая помощь» работает и без него, но, по словам Захара Титова, он всегда готов вернуться к обсуждению этого вопроса — в первую очередь, для спокойствия горожан.

Когда частная скорая приезжает платно

Кемеровчане вызывают частную скорую за деньги, чтобы получить помощь именно на дому. Температура, головная боль, скачки давления, прописанные заранее уколы и перевязки, которые неудобно делать самому, — частная скорая приезжает быстро и помогает на месте, при необходимости везёт в больницу. Один вызов стоит 2 500 рублей, подробный прайс опубликован на сайте «Скорой помощи».

— Люди звонят нам, потому что больше доверяют, — говорит директор. — Однажды получив помощь оперативно и с максимальным вниманием к пациенту, они передают наш телефон из рук в руки, советуют родным и друзьям.

Кроме того, частная скорая помощь платно оказывает услуги по дежурству на мероприятиях, по транспортировке пациентов на дальние расстояния. Она нужна, если человеку в дороге желателен присмотр врачей. Бригада для перевозки подбирается индивидуально, в зависимости от диагноза и состояния: например, детей перевозят педиатры.

Конкуренция и сотрудничество

Во время пиковых нагрузок экипажи городской скорой зачастую не в силах соблюдать норматив по времени доезда. Врачи скорой заняты тяжёлым трудом, ежедневно взаимодействуют с людьми в состоянии шока, опьянения, при смерти. К концу смены не до реверансов. Это проблема не только Кузбасса или России: над тем, как организовать работу, чтобы снизить влияние экстренных факторов на работу врачей и сократить время прибытия экипажа, думают по всему миру.

— Частные организации способны эффективно организовать бесплатную помощь по полису ОМС, — говорит Виталий Гордеев, замдиректора по оперативной работе ООО «Скорая помощь». — Такой опыт есть во многих регионах России, есть и у нас. При этом нет никакого соперничества, наоборот, мы сотрудничаем с государственными подстанциями, принимаем вызов, если наш экипаж ближе. И наоборот, они регулярно помогают нам.

Ситуация тем более понятная, если учитывать, что до 2/3 сотрудников частой «скорой» — совместители или выходцы из государственной «скорой». Сотрудничество для них естественно. Конкуренция же присутствует на рынке частных услуг: процедуры на дому, транспортировка пациентов между городами.

— Мы не единственная частная «скорая» в городе, — говорит врач, — и конкуренция с другими участниками этого рынка — естественный и позитивный процесс. Он помогает нам совершенствовать услуги и совершенствоваться самим. Только так и возможно развитие.

При этом работа на средства фонда ОМС находится под строгим контролем. Есть чёткие статьи расходов, на которые закон позволяет использовать эти средства. Любое учреждение ежеквартально отчитывается о тратах, и никакой разницы, государственное оно или частное, нет.

Заместитель по оперативной работе называет практики ряда стран, которые рано или поздно нужно внедрить и у нас. Это единая диспетчеризация, просчитанная схема точек одновременного дежурства автомобилей, информационные технологии, помогающие анализировать дорожную обстановку и координировать работу бригад.

— Диспетчеры там постоянно находятся на связи с пациентом и окружающими его людьми: пока автомобиль едет на место происшествия, диспетчер передаёт на бригаду всю поступающую информацию, — рассказывает Виталий Гордеев. — Для экстренных вызовов это оптимальный вариант.

— Уверен, служба скорой помощи со временем станет в значительной степени частной по всей стране, — говорит директор ООО «Скорая помощь». — И это хорошо. Объясню: у нас комфортабельные современные автобусы, высокие стандарты работы, современное оборудование. Конкуренция стимулирует людей быть лучше. Частная компания при том же финансировании будет эффективнее государственной — посчитайте хотя бы расходы на администрирование. Мы очень уважаем врачей государственной скорой помощи, речь не об их квалификации, а об организационных издержках.

Для населения же рост доли частных организаций в системе скорой помощи означает рост качества услуг по тому же полису ОМС.

Общение и развитие

— Статистика говорит, что мы работаем эффективно, — говорит Максим Давиденко. — Выдерживаем нормативы доезда и оказываем полный объём услуг за меньшие деньги.

— Надо понимать, что подушевой норматив — цифра условная, это базовый тариф, умноженный на коэффициенты, — говорит Захар Титов. — Тем не менее, этих средств достаточно. Надо только правильно организовать работу. И государственная служба скорой помощи в этом отстаёт. В медицине на руководящие должности часто ставят хороших докторов, замечательных, добрых и ответственных людей, но слабых менеджеров.

— Мы ведём контроль качества оказания медицинской помощи, — рассказывает Виталий Гордеев. — Периодически выборочно обзваниваем пациентов, спрашиваем, как отнеслись, как прошёл вызов, есть ли замечания, есть ли вопросы. Нам часто звонят и консультируются уже после вызова; по телефону мы, конечно, не имеем права что-то назначать, это дело лечащего врача, но даём возможный максимум информации.

По мнению руководителей «Скорой помощи», служба не может всегда оставаться такой, как прежде.

— Наша цель — сделать так, чтобы пациент был уверен, что врачи приедут быстро и окажут помощь на высоком уровне, — говорит Максим Давиденко. — Мы хотим участвовать в обсуждении сферы, в которой работаем, вести эффективный диалог, вносить предложения, получать аргументированные ответы. Пока очевиден недостаток коммуникации: и с органами власти, и с горожанами. Циркулируют абсурдные слухи: что скорая станет платной, что вызвать её можно будет только по прописке, что с приходом частников врачей государственной «скорой» уволят. Они совершенно необоснованные, но от недостатка информации возникают снова и снова. Однако я уверен, нам удастся выстроить конструктивную коммуникацию с обществом. По большому счёту, для этого нужно только время.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста
Лицензия № ЛО-42-01-004973

Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники