Проникновение IT в самые разные сферы жизни, интернет вещей, автоматизация производств — эти тренды набирают силу во всём мире. Чувствуются они и в Кемерове. От пищевого производства и перевозок до банковских и городских услуг — технологии трансформируют всё. Мы попросили представителей четырёх отраслей подробно рассказать о том, как прогресс повлиял на их работу, и ответить в итоге на вопрос — останется ли место для человека в их профессиях в будущем?
Пивоварение XXI века проходит полностью в автоматическом режиме: перемещение из одного резервуара в другой, технологические паузы, температура и прочие параметры рецепта программируются через главный компьютерный центр. Пиво варят в замкнутой системе металлических ёмкостей и труб, чтобы от момента затирания солода и до получения готового пива сырьё соприкасалось с воздухом минимально. Воду тщательно готовят, регулируя необхоимые показатели.
— Мы используем современную осветлительно-сорбционную установку и фильтры для удаления растворённых органических соединений, солей жёсткости, железа, марганца, цветности, — рассказывает главный технолог пивоварни Екатерина Сафонова. — Установка самостоятельно себя очищает и поддерживает нужный уровень, а мы только программируем показатели и следим за пройденными этапами. Для обеззараживания вода проходит обработку ультрафиолетом. После чего поступает через соединительные трубы на технологические нужды, также с учетом установления необходимых объёмов в компьютерном центре.
Основной ингредиент пивоварения — солод — засыпают в дробилку вручную. Все последующие стадии приготовления пива регулирует автоматика согласно рецепту: подаёт необходимое количество воды и солода в заторный котёл для приготовления горячего охмелённого сусла, отделяет белки и осветляет через гидроциклонный аппарат, насосами перекачивает через теплообменники, охлаждает и направляет в цилиндро-конический танк, где пиво бродит положенное время — обычно не менее трёх недель. Чтобы придать пиву блеск и продлить срок годности, его направляют на фильтрацию, а нефильтрованные сорта сразу из ЦКТ идут на линию разлива. Современный производственный комплекс скорее напоминает собой космическую станцию. После каждого цикла резервуары промываются до состояния, близкого к стерильности. Существует специальная автоматическая установка, которая самостоятельно промывает кеги моющими растворами, наполняет, отбраковывает испорченные, переворачивает наполненные и в целом управляет конвейерной линией. В результате среднюю по размерам пивоварню обслуживают всего четыре пивовара.
— О такой точности, надёжности и степени контроля раньше можно было только мечтать, — говорит Екатерина Сафонова. — Но и сейчас есть точки, в которых без человека не обойтись. Контроль осахаривания, охмеления и фильтрации проводит человек. Автоматика лишь подаёт пивовару сигнал, но без его команды процесс дальше не идёт. Это практически исключает возможность грубой ошибки, но оставляет пространство для творчества.
Работникам больше не нужно крутить жернова и вставлять шланги, даже не нужно снимать показания и вручную регулировать подачу сырья. Пивоварней управляет компьютер — но ему не под силу оценить запах и вкус, найти верные сочетания, подобрать сорт для бурной молодёжной вечеринки или солидного ужина. Компьютером по-прежнему должен управлять пивовар.
— Быть пивоваром — это всё-таки призвание, — уверена Екатерина Сафонова. — Просто смешать ингредиенты не получится. Методы и технологии изменились, но, чтобы продукт нравился людям, в него по-прежнему нужно вложить душу.
Именно слушать веления своей души она советует тем, кто выбирает профессию.
— Если человек любит взаимодействовать с реальными вещами, а не цифрами и абстракциями, чувствует и имеет вкус, стремится жить в материальном мире, в котором растёт зерно на полях, течёт вода, готовят еду — ему найдётся работа и в автоматизированном мире.
«Цифровой Город» — это экосистема городских сервисов, доступных со смартфона. Его цель — упростить взаимодействие горожанина, у которого есть смартфон, с городской инфраструктурой. Сократить время на поиск и доступ к информации, увеличить качество принятых решений. Вывести «интерфейс к городу» в смартфон.
«Цифровой город» можно сравнить с интеллектом в трактовке Говарда Гарднера, который понимал под ним способность решать задачи в контексте. Так вот, «Цифровой Город» как раз и позволяет решать повседневные задачи быстро и в нужное время.
Проще говоря, когда вы хотите заплатить за квартиру, вы открываете мобильное приложение «ЖКХ. Кузбасс». Появилось желание приятно провести вечер, — для вас «ЦифроАрбат». А если в выходные не можете оторваться от сериала, а холодильник пустой, то выручит «Городская доставка». И врача можно вызвать всего в несколько кликов через «Запись к врачу».
Вполне нормальный вопрос — зачем всё это делать через смартфон? Почему нельзя сходить в магазин или позвонить в поликлинику? Всё просто. Сейчас очень велика скорость изменений: принятия решений, пространства вокруг нас, образа жизни. А «Цифровой город» экономит время, которое остаётся на другие приятные моменты.
Сервисы «Цифрового города» постоянно улучшаются для пользователей. Все сервисы максимально кастомизированы. Для этого мы собираем пользователей, спрашиваем, как они видят мобильное приложение или сервис, что в нём должно быть. В данном случае работают именно быстрые изменения. Сегодня выигрывает тот, кто вовлекает настоящих и будущих клиентов в их создание.
По мере цифровизации, безусловно, уменьшается количество операторов разных сфер. Этого не избежать. А востребованы уже сейчас и через 3-5 лет будут профессии, связанные с метапредметными компетенциями. Все те, которые касаются коммуникаций, например, консультанты по подбору школ и вузов для детей, профессиональных врачей, юристов, стилистов и много кого ещё. Профессии, связанные с креативом: дизайнеры, программисты, художники. И будет расти ценность всего, что делается своими руками. Всё-таки ключевые факторы креативной экономики — талант и инновации, и ещё переход от массового производства услуг к индивидуальным.
Надо не забывать, «Цифровой город» — это лишь технологии, которые помогают развиваться Умному городу. А сам Умный город — это совместное решение проблем города через кооперацию для того, чтобы находить точки роста, создавать новые бизнесы для развития городской экономики.
Таксопарки в их традиционном виде практически исчезли из нашей жизни. Каждый таксист сам себе хозяин, а с клиентами их сводят информационные платформы, получающие комиссию.
Раньше такси вызывали через диспетчера, а сейчас есть возможность выбора: позвонить оператору или нажать на экран смартфона.
— Приложение «Везёт» общероссийское, машину можно вызвать в любом из 123 городов присутствия, — рассказывает представитель ГК «Везет» Юлия Варламова. — Чтобы такси гарантированно приезжало к пассажиру быстрее, в него вшито сразу три системы картографии — «2ГИС», «Google Карты» и OSM, и это при объёме всего в 5 мегабайт.
Приложение «Везёт» работает при медленном интернете, учитывает «народные» и устаревшие названия, принятые в конкретном городе ориентиры по кинотеатрам, магазинам и прочему. Пополнение данных происходит постоянно.
— Всё же доля заказов, поступающих по телефону, пока превалирует над заказами через приложение, — говорит Юлия. — Приложения захватывают наш рынок, однако работа оператора колл-центра пока ещё высоко востребована. Что касается профессии водителя такси, то здесь мы наблюдаем постоянный приток новых перевозчиков. Каршеринг пока не составляет нам конкуренцию — не все хотят садиться за руль самостоятельно. Что касается автомобилей-беспилотников — нужно дождаться дальнейшего развития технологии, а также смотреть на правовое регулирование этой сферы. Пока беспилотники нигде в мире не работают на дорогах общего пользования. Думаю, в том или ином виде заработают на горизонте лет в пять-десять, но заменить живых таксистов беспилотники не смогут ещё долго. Так что профессию таксиста рано снимать со счетов.
Информационные технологии повлияли на банки, пожалуй, раньше, чем на любую другую отрасль, исключая космос и оборонку. С развитием интернета и мобильных приложений банки плавно сместились в эту сферу жизни человечества, а некоторые вообще представлены только там. Но ожидает ли это все банки?
— Всё больше банковских услуг «переходят» в мобильное приложение, — рассказывает региональный управляющий операционного офиса «Кемеровский» Альфа-Банка Сергей Горбунов. — Ещё недавно в мобильном банке клиенты проводили только базовые операции: проверяли баланс, осуществляли денежные переводы. Постепенно банки стали совершенствовать свои дистанционные каналы — в них появилось много дополнительных сервисов. Сегодня в мобильном приложении или интернет-банке клиенты могут за несколько минут получить предодобренное предложение по кредиту, открыть депозит, поменять PIN-код, самостоятельно привязать карту к нескольким счетам и многое другое. Альфа-Мобайл, например, позволяет заказать карту и сразу начать ей расплачиваться за товары и услуги при помощи NFC-смартфона, не утруждая себя визитом в отделение — эта технология называется digital delivery. В Кемерове сегодня около 44% наших розничных клиентов активно пользуются мобильным приложением.
Бизнесменам приложение позволяет лично производить расчеты, контролировать финансы всех своих компаний, совершать платежи в бюджет, контрагентам или физическим лицам за считаные секунды. Если финансы ведёт бухгалтер, то предприниматель может просто контролировать его деятельность через приложение, подписывая платёжные поручения.
— Следующим этапом будет превращение приложения в настоящий «цифровой банк» в смартфоне, — говорит Сергей Горбунов, — когда уже не останется банковских услуг, которых нельзя через него получить. Те сложности, которые не позволяют сделать это прямо сейчас — в первую очередь, необходимость достоверной идентификации клиента для выполнения высокорисковых операций — отрасль уже начинает преодолевать, например, при помощи технологий биометрической идентификации.
Тут нельзя говорить о какой-то моде или о том, что банки диктуют клиентам свои условия. К этому отрасль подводит образ жизни современного человека — время есть лишь на то, что можно получить через телефон. А банк лишь следует за клиентом, предлагая ему удобные формы обслуживания.
И тем не менее, Сергей Горбунов убеждён, что без человека в банке не обойтись — просто работать он будет на других фронтах.
— Совершенно точно будет автоматизирована вся рутинная работа, — говорит он. — Растут информационные возможности в части обработки, меньше потребуется бухгалтеров, операционистов. Изменится кредитная аналитика: существенную часть работы будет выполнять компьютер, как это уже происходит сейчас. Но есть узкие места, которые пока неподвластны алгоритмам. Главное, на мой взгляд, — всегда будут нужны сотрудники, которые общаются с клиентами. Человеку нужен человек. Даже когда мы будем оказывать 100% всех услуг в цифровом виде — а это произойдёт в ближайшие годы — сохранится возможность прийти в отделение, получить разъяснения, задать вопросы. Не все вопросы можно закрыть по телефону. Мы продолжаем развивать сеть отделений, наполнять их современными услугами.
Подросткам, выбирающим направление обучения, Сергей Горбунов советует прежде всего прислушиваться к себе.
— Для меня это очень личный и актуальный вопрос — у меня подрастают двое. Мы не можем точно предсказать, как изменится мир через пятнадцать лет. Каждому нужно понять: ты любишь работать с людьми, или тебе лучше даётся анализ массивов данных? Что привлекает больше — творчество, наука, спорт? Нужно выбрать общее направление. Готовность быстро осваивать новые знания, умения и навыки — вот самое ценное, что даёт нам образование.
Резюмируем: все наши собеседники сошлись в том, что автоматизация и цифровизация улучшают качество услуг, товаров и жизни в целом. Сокращают время коммуникации, убирают бесполезные и рутинные операции, оставляя человеку работу, требующую творческих и интеллектуальных усилий. У этого есть и обратная сторона: профессии, которые таких качеств не требуют, будут сокращаться и исчезать. Мы не можем заранее предсказать, кого это коснётся, но то, что рынок труда будет динамично меняться — совершенно точно. И всем, от пивовара до банкира, нужно быть готовым повышать квалификацию, получать новые компетенции, осваивать новое. Детям же вряд ли стоит делать упор на конкретных навыках: возможно, профессия изменится до неузнаваемости. Главное для них — развить внимание и мышление, научиться слушать себя и делать выбор, отличать главное и второстепенное, ставить цели. В общем, научиться учиться.
ВКонтакте Twitter Одноклассники