29 июня в Кемерове на АЗС встретились небольшие городские автомобили и огромные раллийные грузовики. На пути к старту ралли «Шёлковый путь» гонщики из команды «МАЗ-СПОРТавто» пообщались со своими российскими болельщиками и пополнили запасы топлива. Кемеровчане смогли расспросить спортсменов о ралли, сфотографироваться с техникой и взять автографы у членов команды.
Техническую команду «МАЗ-СПОРТавто» возглавляет Григорий Пацкевич. Под его чутким руководством конструируют новые поколения спортивных грузовиков и оказывают оперативную техподдержку экипажам в ралли-рейдах. Григорий без прикрас рассказал, что происходит там, среди степей и песков в пылу гонки, и какая многодневная подготовка предшествует главному марш-броску.
Мы начали свой путь в Минске, проехали Казань, Екатеринбург, Челябинск, и вот приехали в Кемерово, отсюда следуем через Красноярск. Ещё два спортивных автомобиля параллельно с нами сейчас в Омске, затем они отправятся в Иркутск, где вся наша команда воссоединится.
Иркутск — отправная точка ралли-рейда «Шелковый путь», который в этому году пройдёт через Монголию и Китай. Вся гонка продлится 10 дней, суммарный километраж составит 5 000 километров, спортивный — около 2 500.
В команде нас 30 человек — это три спортивных машины, в каждой из которых свой пилот, механик и штурман, а ещё группа технической поддержки, пресса и руководящий состав. Разумеется, вся команда для ралли-рейда, включая прессу, имеет специальную подготовку — надо быть адаптированными к скоростному передвижению по дюнам, быть готовыми куда-то бежать, находиться в центре событий в любых условиях. Спортивные автомобили традиционно следуют по спецучасткам пересечённой местности, автомобили технического сопровождения — «технички» — по возможности объезжают маршрут по дорогам с покрытием. Но и они должны быть готовыми к боевым условиям.
Бытовые условия для команды тоже боевые. На гонке не до удобств. Максимальная нагрузка при прохождении спецучастков ложится на экипаж, поэтому на отдых их устраивают максимально комфортно — в специальном автодоме на базе жилого модуля МАЗ. В нём девять спальных мест, кондиционер, маленькая кухня. Все остальные располагаются в палатках. У боевых экипажей вся работа идёт днём, на спецучастке. Если маршрут не затянулся из-за поломки или внештатной ситуации, ночью они отдыхают. У механиков, наоборот, с вечера до поздней ночи кипит работа с машинами. Спят они либо в дороге, в автомобилях техподдержки, либо на кольцевых участках трассы в биваке, в ожидании возвращения спортсменов.
Какие же факторы влияют на результат гонки? Прежде всего, технические – уровень автомобиля и его подготовки, спортивная составляющая – физическая и моральная подготовка спортсменов и механиков, ну и, конечно, удача! Проехать пару тысяч километров по жёсткому бездорожью – испытание не из лёгких.
Спортивных примет у нас нет. Мы стараемся не тратить силы и энергию, чтобы чему-то соответствовать – просто выполняем основную задачу.
За время участия команды в соревнованиях мы научились не опускать руки, что бы ни случилось. Полностью снять машину с соревнования может, допустим, выход из строя двигателя – в процессе гонки его нельзя менять, это ограничение регламента. Если катастрофическая поломка, понятно, уже ничего не сделаешь. Но бывают случаи, что приходится делать и невероятные вещи. На одной из гонок в Дакар наш экипаж доезжал с погнутыми передним мостом. Погнули его ребята на второй день и оставшиеся 12 (!) дней доливали масло, боролись за машину, но финишировали! Причём где-то в середине турнирной таблицы.
Что будет, если автомобиль перевернётся? Ничего! Поставим на колёса.
Если вы видели подобные видеоролики на Youtube, там много таких примеров, в том числе, с нашим участием. Конечно, это скорее внештатная ситуация, но это бывает у всех команд. Поэтому в гонке участвуют три автомобиля, и последний из трёх – ведущий, он может в короткие сроки подъехать, помочь поставить собрата в исходное положение и продолжать гонку.
После того, как автомобиль попадёт в руки ночных механиков на бивак, мало поломок, которые могут нас остановить. Мы его за ночь соберём заново, и он поедет дальше. Для кого-то это фантастика, для нас – просто работа в штатном режиме.
Заправляются машины обычно вечером, либо когда механики заканчивают ремонт, либо сразу после спецучастков: по пути на бивак пилот рассчитывает, сколько нужно топлива на следующий день, и даёт указания механику заправиться. На день уходит от 300 до 800 литров топлива. Это зависит от покрытия спецучастка. Если дороги твёрдые, скоростные – сопротивление ниже, и расход низкий. Если машина едет на тяжёлом грунте, по вязкому песку или «феш-феш», как мы называем, когда едешь будто по мелкой муке – вязнет по мосты, упирается, мотор работает на полную мощность, тогда расход повышается. От качества топлива зависят ходовые характеристики автомобиля и срок службы двигателя – это и простому автолюбителю объяснять не нужно. А в нашем случае это одно из составляющих спортивного результата. В конвое до места старта мы заправляемся топливом «Опти» на заправках сети «Газпромнефть», на ралли – уже с бензовозов этим же дизелем. Оно содержит моющие компоненты, которые очищают топливную систему от нагара и отложений. В «чистом» двигателе топливо лучше сгорает, отсюда меньше расход. Предыдущие два года без проблем откатали на нём, уверены – не подведёт и в этом.
Когда команда создавалась, это были энтузиасты, в том числе и конструкторы, и пилоты, и механики. Главным фактором было огромное желание. Сейчас же, когда за нашими плечами большой опыт, чтобы попасть в команду, надо что-то из себя представлять в деле, на которое претендуешь. Если ты конструктор, ты должен уметь конструировать эти машины, иметь понимание, как они делаются. Если ты механик, ты должен работать в автоспорте, понимать этот бешеный режим работы: когда на гонке 24 часа в сутки не успеваешь ни спать, ни есть – крутить машину нон-стоп, если понадобится. В экипаже штурман должен быть знаком с роудбуком и тем, что в нём написано. Пилоты отбираются ещё жёстче: человек, который управляет автомобилем, отвечает за жизнь ещё двоих в кабине. Важны здесь и навыки пилотирования в дисциплинах картинг, кросс и так далее.
В подготовке команды важна не только стабильность, но и качественный рост. Ежегодно разрабатываются новые программы по физической подготовке экипажа. Машина, как основной рабочий инструмент, тоже претерпевает постоянные доработки. Мы каждый год модифицируем наши спортивные автомобили, опираясь не только на свои результаты, но и на изменения в регламенте соревнований. Ключевой параметр – вес машины. Масса влияет на скорость передвижения грузовика по бездорожью: чем он легче, тем лучше работают подвески, экипажу комфортнее внутри, автомобиль быстрей разгоняется, легче тормозит. По регламенту минимальный вес машины 8,5 тонн – это уравнивает шансы команд с разными финансовыми возможностями, не позволяя сделать недосягаемо лёгкую машину из сверхдорогих материалов. Мы стремимся к этой минимальной отметке. В соревновательном регламенте очень много пунктов, которым мы обязаны соответствовать. Иногда происходит смена поколений автомобиля – это связано не с нашими желаниями, а с организаторами, которые меняют регламент в угоду экологии и другим причинам. Так мы были вынуждены перейти на двигатель меньшего объёма и сконструировать машину второго поколения – одна из них как раз перед вами. И уже с 2015 года мы её модифицируем. У нас есть свой конструкторский отдел из шести человек. Это наш мозг по созданию грузовиков, и у них работа идёт постоянно.
Команда «МАЗ-СПОРТавто» участвует соревнованиях с 2010 года. В 2012 году команда впервые стартовала в Дакаре, а «Шёлковый путь» для нас в этом году уже седьмой. Едем этапы Чемпионата России по ралли-рейду, международные ралли Marocco, дважды выиграли «Ралли Туркменистан». Каждая гонка – маленькая жизнь. Самая напряжённая на моей памяти гонка – «Шёлковый путь» 2012 года. У нас были два автомобиля, спортивная команда только зарождалась. За семь или восемь дней механики не поспали ни одной ночи: вечером машина приезжала, только отходили – и она уезжала на этап. Морально же самым тяжёлым стал Дакар в 2016 году: два наших грузовика сошли из-за выхода из строя двигателя, и мы не смогли ничего сделать.
Какой результат ралли меня удовлетворит? Только золото. Это не значит, что мы не радуемся другим результатам, но лично мне важна победа. Тогда ты понимаешь, что всё, что ты положил на алтарь гонки, сделано не зря.
Старт трансконтинентального ралли-марафона «Шёлковый путь» состоится 6 июля в Иркутске. В этом году в нём примут участие более 50 гонщиков и ведущих спортивных команд мира. За десять дней они пройдут маршрут в 5 000 километров, из них 2 700 – по спецучасткам. Завершится ралли в китайском Дуньхуане 16 июля.
ВКонтакте Twitter Одноклассники