Заметки для автолюбителя: что нужно знать о топливе

Сегодня в 10:00

В рамках программы развития профессиональных компетенций сеть АЗС «Газпромнефть» провела в Кемерове образовательное мероприятие «Топливный класс». Спикером выступил эксперт по топливу, кандидат технических наук и доцент кафедры применения нефтепродуктов Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина Леонид Багдасаров. Он рассказал местным автолюбителям, как производят российское топливо, соответствует ли оно европейским регламентам и что влияет на его качество. 

Несколько лет назад дирекция «Газпромнефти» решила взглянуть на свой продукт  по-новому, глазами потребителей. Компания провела социологические исследования по всей стране, собрала информацию с горячей линии, промониторила социальные сети и пришла к выводу, что автомобилисты и сотрудники живут в двух разных мирах. Автолюбителей по всей стране интересуют одни и те же вопросы: каким топливом заправляться, как проверить его качество, что выбрать — бензин или дизель. Чтобы рассказать пользователям о ситуации на топливном рынке страны и ответить на их вопросы, и был создан «Топливный класс». В нём объясняют взаимосвязь принципов работы двигателей и требований к параметрам моторного топлива, рассказывают об источниках и последствиях применения некачественных нефтепродуктов. Эксперты «Топливного класса» дают обзор актуальных технологий контроля качества и методов диагностики отказов двигателей на реальных примерах.

По словам Леонида Багдасарова, важно понять, что требования к топливу формируют двигатели. Как только появляется новая модель, меняется топливо. Оно должно соответствовать нескольким параметрам: минимально изнашивать механизмы, не наносить вред окружающей среде, выдавать большое количество тепла при минимальном расходе. 

— Российским топливом можно серьёзно гордиться, — рассказывает Леонид Багдасаров. — Мы делаем совершенное топливо, давно обогнавшее по качеству зарубежное. Если взять пробу на автозаправке в Калифорнии, содержание ароматических углеводородов в бензине будет равно 22 процентам. А в России на  любой заправке, даже в глубинке, — не больше 17. Ресурсы позволяют делать качественное топливо в куда больших объёмах, чем мы производим сейчас. У нас огромный запас газа метана — источника водорода, который является неотъемлемым компонентом в ходе производства высококачественного топлива с высокими энергетическими свойствами. 

Пока учёные работают над эффективными способами использования газа, дельцы не теряют времени и создают контрафактное топливо. Определить его качество в бытовых условиях практически нереально, для этого нужен доступ к лаборатории. Несертифицированные приборы и экспресс-тестеры, как и «народные» методы оценки качества топлива не дают достоверный результат.

— В России усиленно борются с контрафактом. За последние три года его количество сократилось с 40 до 3,5 миллионов тонн. Всего же по стране ежегодно потребляется 140 миллионов тонн топлива, — рассказывает Леонид. — Мы уверены, что просветительская деятельность  «Газпромнефти» стала одной из причин сокращения контрафакта. Самый простой совет автомобилистам — заправляться на брендированных заправках, где следят за качеством, где установлены видеокамеры. Если человек покупает себе хороший автомобиль, не нужно экономить условные десять рублей на топливе. Скупой платит дважды. Некачественное топливо приводит к быстрому износу двигателя. Последствия такой заправки носят отложенный характер. 

Топливо и двигатель должны соответствовать друг другу. Если налить некачественного топлива в самый совершенный двигатель, количество вредных выбросов всё равно возрастёт. Если залить топливо пятого экологического класса в потрёпанную жизнью машину, она не поедет быстрее. 

Для соответствия качеству топлива современным двигателям нужны не только высококлассные компоненты, но и специальные присадки, улучшающие антиокислительные, моющие, противоизносные и депрессорные свойства, промоутеры горения, стабилизаторы, деактиваторы и нейтрализаторы. Их подбор — отдельная технологическая задача, которую нереально выполнить в условиях производства контрафакта. 

Качество топлива определяют технические регламенты. В них прописана концентрация всех ингредиентов, в том числе, в зависимости от сезонов: зимой давление насыщенных паров должно быть выше, летом — ниже. Он сезона к сезону топливо меняется за счёт вовлечения метанбутиловых фракций. В ГОСТе указана норма от 15 до 50 процентов. Грамотный специалист знает, как не переборщить с давлением насыщенных паров и введением присадок в межсезонье, учитывая разницу температур в регионах.  

Отдельное внимание Леонид Багдасаров уделил концентрации серы. По его словам, показатель ниже 0,2 процента не опасен для самого двигателя, но подвергает риску окружающую среду, в частности, способность растений выделять кислород. Поэтому крупные компании снижают концентрацию серы до минимума. Высокая же концентрация серы может привести к образованию в ходе химических реакций большого количества серной кислоты. Если она превысит 0,3 процента, в негодность придут автомобильные детали из цветных металлов: шатунные вкладыши, катализатор и дожигатель.

По словам спикера, в ближайшее десятилетие двигатели внутреннего сгорания не потеряют своих позиций, поэтому учёные будут продолжать совершенствовать их и моторное топливо. Сознательным автолюбителям будет доступно всё более качественное топливо, не влияющее ни на двигатель, ни на окружающую среду. 


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники