У каждого родителя наступает момент, когда он задумывается, когда начать готовить своего ребёнка к школе. Кто-то считает, что этим нужно заняться как можно раньше. Другие же, напротив, полагают, что всё должно идти своим чередом, ведь школа для того и нужна, чтобы учить. Директор кемеровского Центра развития «Эврика» Ольга Драгун рассказала корреспонденту А42.RU, когда и как лучше начинать обучение дошкольников.
Первый, фундаментальный вопрос, который мы задаём каждому родителю: «Для чего вам нужна ранняя подготовка к школе?». Это дань моде, развитие ради развития, способ потешить себя тем, что малыш научился рано читать, или вы уже выбрали школу.
Чтобы ребёнку не было скучно в первом классе, его окружение должно быть таким же голодным до знаний. При этом учитель должен не ровнять всех и уметь увлекать учёбой не только тех, кто впервые видит буквы, но и тех, кто уже читает. Так что перед тем, как отдать ребёнка на подготовку, мы настоятельно рекомендуем выбрать школу.
Родители часто не понимают, зачем готовить ребёнка к школе в три года, ведь до неё ещё почти полжизни впереди. Ответ прост: именно в этом возрасте закладываются основы успешного владения школьными предметами. Согласно исследованиям, до 5 лет в мозге ребёнка формируется рекордное количество нейронных связей, примерно 700 в секунду. Дальше, если ими не воспользоваться, они начинают отмирать.
Конечно, это не панацея, и ребёнка безусловно научат в школе писать и считать, однако, согласно исследованиям, дети, с которыми занимались ранним развитием, показывают лучшие результаты уже в начальной школе. Они легче адаптируются и по привычке более открыты новым знаниям, ведь мозг — это мышца, и у этих детей она натренирована.
В этом возрасте нет смысла делить занятия на предметы. Комплексный подход выигрышнее. Задача у детей и педагогов едина — за отведённое время поиграть во внешний мир. А счёт и слоги в этом возрасте действительно не самое важное, так что название «подготовка к школе», можно заменить на «подготовка к будущему», не упустив смысла.
Помните наши классические «кэ», «лэ», «мэ», «нэ»? Так обычно детей и учат, а ведь в нашем алфавите не только нет таких букв, но и звуков. И вот ребёнок приходит на занятия и пытается соединить «лэ» или «нэ» с остальными буквами, но не может понять, почему его всё время поправляют.
Трёхлетние дети ещё не умеют отделять звук от буквы, это умение формируется лишь к шести-семилетнему возрасту. Поэтому если вы решили начать формировать навык чтения, учите с малышом звуки. Так он быстрее начнёт складывать их в слова. А если есть возможность, воспользуйтесь помощью профессионала.
К сожалению, из опыта очевидно, что знание алфавитной последовательности не говорит о том, что ребёнок знает буквы и сможет вычленить необходимую из ряда других. Это же касается и цифр. Самая частая ошибка — формирование механического навыка счёта, то есть ребёнок может досчитать хоть до ста, но при этом не может соотнести счёт с начертанием и найти в написанных, например, цифру 8.
Ребёнок воспринимает мир наглядно, образами, поэтому, например, в нашем Центре, мы используем авторскую методику — игру-связку «Лесная прогулка». Если кратко, то ребёнку проще запомнить букву «Ф», если он представляет филина, повторяет его движения, звуки. Несмотря на то, что большая часть детей визуалы, эта методика подходит также для аудиалов и кинестетиков, так как при изучении каждой буквы мы задействуем все каналы восприятия.
Я уже упоминала о комплексном подходе и незаметных переходах между предметами внутри игры. В «Лесной прогулке» дети не замечают, как переходят к следующей задаче, и уже считают, например, добытых филином мышей, а потом соотносят количество с начертанием, учатся вычленять цифру из множества других цифр. А переходы в игре настолько плавные, что для ребёнка познание происходит естественно. Главное, нет никакого навязывания, механики и зубрёжки.
Также для малышей мы стараемся создавать на занятиях проблемные ситуации, чтобы они могли самостоятельно выявлять правила, а не идти «под диктовку», учились сами ставить себе задачи, интересоваться мелочами. Например, досконально разбирая природные или бытовые явления, дети сами задают вопросы и сами, рассуждая, эмпирическим путём, ищут ответ.
Если есть способности к чтению, то ребёнка по методике можно обучить читать длинные слова из трёх слогов уже в два года.
Фото: pexels.com, pixnio.com
ВКонтакте Twitter Одноклассники