Многих детей манит мечта стать археологом: побывать на раскопках, обнаружить древние артефакты и совершить неожиданные открытия. Попробовать себя в серьёзном деле и стать настоящими археологами удалось кузбасским школьникам. Последние полгода они участвовали в экспедициях по всей Сибири. Руководитель молодёжной летне-осенней школы «Лаборатория приключений. Археологический сезон», сотрудник экомузея «Тюльберский городок» Дарья Чеченина и куратор проекта, директор «Тюльберского городка» Константин Осипов рассказали о приключениях ребят и их ценных исторических находках.
Проект «Лаборатория приключений», посвящённый археологии и молодёжным раскопкам, был запущен в 2019 году. Его поддержали в Федеральном агентстве по делам молодёжи в рамках грантовой программы для физических лиц.
— Данный проект посвящён участию школьников во взрослых научных раскопках. Они набираются опыта, общаются с известными археологами, узнают об особенностях профессии и понимают, хотят ли заниматься наукой в будущем, — рассказывает Константин. — Учёные из Кемеровского, Томского и Горно-Алтайского государственного университетов с удовольствием нам помогают: проводят ознакомительные лекции в лагере, показывают, как работать с инструментами, присматривают за юными коллегами. Доктор исторических наук и профессор Владимир Бобров объяснил школьникам на вводной лекции, что такое археология и почему она считается универсальной наукой, Алёна Юракова, Иван Плац и Анна Мухарева поделились знаниями об эпохах неолита и бронзового века, рассказали о петроглифистике и археологических памятниках Кемерова и Кемеровской области. Куратором проекта со стороны археологов выступил кандидат исторических наук Алексей Марочкин.
В раскопках приняли участие ученики кемеровских школ № 5, 36 и 94 и учащиеся Ясногорской и Мазуровской школ Кемеровского района от 7 до 17 лет. Их сопровождали учителя истории и географии. Сопровождающие ежедневно рассказывали в чате родителей о том, как прошёл день, и делились фотографиями.
Дорога на первые для детей раскопки близ села Венгерово Новосибирской области заняла восемь часов. Приехав на утоптанную поляну, школьники сами поставили палатки, оборудовали костровое место и приготовили ужин — сытную гречку с тушёнкой. Тушёнка у юных археологов оказалась в большом почёте: с ней готовили не только гречку, но и рис, лапшу и супы. Посуду мыли на озере.
В Новосибирской области возле села Венгерово расположены памятник бронзового века «Ложка-6» и памятник неолита «Старый московский тракт-5». Две группы детей провели на раскопках под руководством опытных археологов четыре дня: по два часа до обеда и после. Каждый день заканчивался лекцией в университетском лагере.
— Дети полностью погрузились в работу археологов, начиная с разметки раскопа и заканчивая зачисткой и изъятием найденных предметов. Младшая группа работала на «Ложке-6», где искала артефакты в подготовленной яме. Подростки постарше исследовали «Старый московский тракт-5». Им выделили целевик — нетронутую землю, помогли сделать разметку. После этого дети аккуратно сняли первый слой дёрна и зачистили слой, приступили к просеиванию земли и поискам артефактов, — вспоминает Дарья. — Каждую находку они фиксировали, замеряли тахеометром, заносили в опись и отдавали в камеральную лабораторию. В ней тоже успел поработать каждый школьник. После исследования ям дёрн вернули на место, чтобы земля быстрее восстановилась.
Школьники с восторгом делились друг с другом историями о находках: обломках керамики, обожжёной глине, костях животных и отщепах — пластинах, которые образовывались при изготовлении древних орудий. В конце этой поездки детей посвятили в археологи и пригласили на следующие раскопки.
Следующий экспедиционный выезд состоялся в Республику Алтай. Поездка вышла насыщенной: дети побывали в урочище Калбак-Таш, археологическом комплексе Адыр-Кая, на Пазырыкских курганах, раскопках Кош-Агачского района, в Тархатинском мегалитическом комплексе и музее Горно-Алтайска.
В Онгудайском районе Республики Алтай дети увидели наскальные рисунки урочища Калбак-Таш от неолита до древнетюркской эпохи, узнали в местном музее о способе нанесения выбитых или нанесённых краской на камне петроглифов и поддержания их в первозданном виде.
В археологическом комплексе Адыр-Кая дети исследовали Чуйский оленный камень скифской эпохи, сохранивший множество слоёв надписей и рисунков, в том числе руны, и сделали вывод о его расположении на пересечении путей в далёком прошлом. Школьники посетили скалу с наскальными рисунками эпохи бронзы и скифов и узнали о погребальных сооружениях древнетюркского времени.
Близ села Балыктуюль Улаганского района Республики Алтай школьники посетили Пазырыкские курганы — древние захоронения скифского периода. Раскопки в этом месте проводили археологи Горно-Алтайского государственного университета. Руководитель раскопок Никита Константинов рассказал, что в 1949 году советские учёные изучили нетронутый пятый курган и нашли там колесницу и сохранившееся благодаря мерзлоте захоронение. Сейчас эти артефакты хранятся в «Эрмитаже». Никита провёл для детей экскурсию по пятому кургану и показал брёвна, недавно найденные запчасти от колесницы, украшения и сруб, сохранившийся в идеальном состоянии. Участникам экспедиции повезло застать его в последний день до перевозки в Национальный музей имени Анохина. Впрочем, сам музей, расположенный в Горно-Алтайске, они тоже посетили спустя пару дней.
Ещё одна экскурсия прошла на раскопках железоплавильных печей на реке Куектанара в Кош-Агачском районе Республики Алтай. Здесь раскопки проводили томские археологи. Для участников экспедиции заведующая кафедрой антропологии ТГУ Ольга Зайцева провела экскурсию на раскоп, где рассказала о том, как были устроены железоплавильные печи и как их раскапывают. Ольга также поделилась небольшим открытием – оказывается, данный памятник можно отнести к третьему веку нашей эры, а не к пятому, как учёные считали раньше.
В Тархатинском мегалитическом комплексе Кош-Агачского района дети сразу вспомнили о британском Стоунхендже, увидев расположенные по кругу камни. Руководитель проекта Дарья провела для молодых участников экспедиции экскурсию по комплексу, на которой рассказала, что данный комплекс использовали в качестве обсерватории для измерения времени, а рисунки на камнях датируются эпохой бронзы. Школьники особо оценили сохранность рисунков.
Необязательно выезжать в горы или другие города, чтобы погрузиться в археологию. Школьники с удивлением узнали, что на территории Кемерова тоже ведутся раскопки.
На территории кафе «У Петровича» идёт раскопка памятника «Люскус I» — поселения ирменской культуры эпохи поздней бронзы. Руководитель раскопок Иван Плац прочитал детям лекцию и рассказал о таких находках как наконечник копья.
Также дети посетили раскопки бывшей деревни Кемерово — одной из тех семи деревень 17-18 веков, на месте которых со временем образовался город Кемерово.
После каждой экскурсии дети посещали Музей археологии, этнографии и экологии Сибири КемГУ. Именно туда привозят находки с раскопок.
Для детей 1-3 классов в рамках молодёжной летне-осенней школы «Лаборатория приключений. Археологический сезон» организовали мастер-классы по лепке из глины и по наскальным рисункам.
Участники проекта научили детей из школ Кемеровского района лепить из художественной глины горшки, используя древний ленточный способ. Для этого дети делали из глины жгуты и свивали их в кольцо, накладывая друг на друга и разглаживая. После лепки дети специальной палочкой наносили на поверхность узоры. По словам Дарьи, на мастер-классы наверняка ушёл почти целый глиняный карьер.
На мастер-классе «Искусство петроглифиста» кандидата исторических наук Анны Мухаревой школьники узнали, какими бывают слепки петроглифов, и научились нескольким способам их создания: через особую мягкую бумагу и прозрачную плёнку. Мастер-класс прошёл на базе Музея археологии, этнографии и экологии Сибири КемГУ, куда попадают слепки наскальных рисунков со всей Сибири.
По словам организаторов, детям важно было побывать на настоящих раскопках, потому что здесь они воочию увидели, как ведётся научная работа и познакомились с профессией археолога. Также участники экспедиции получили возможность пообщаться с ведущими археологами Сибири. Такой опыт полезен всем: и школьникам, которые пробуют собственные силы, и археологам, которые делятся секретами и передают знания новому поколению.
ВКонтакте Twitter Одноклассники