Современная культура сильно влияет на народы Сибири. И вот уже в отдельных деревнях лошадей заменили на снегоходы, а дети всё реже знают свой родной язык, на котором спокойно говорили их бабушки. Процессы, происходящие в среде коренных малочисленных народов, требуют пристального изучения. С другой стороны, студенты ВУЗов, изучая антропологию и этнографию, стоят перед проблемой выбора «поля» и его доступности. В рамках проекта «Разговаривая с предками: современные сакральные практики у народов Сибири» первая всероссийская полевая школа-экспедиция молодых этнографов и антропологов» объединила эти два вопроса, предоставив начинающим исследователям шанс испытать себя в экспедициях, изучая одну из самых сложных тем — сакральную культуру коренных народов Сибири. О попытках сохранить язык, культуру и историю рассказывает руководитель проекта, директор экомузея «Тюльберский городок» Константин Осипов.
В Сибири живут потомки телеутов и шорцев, челканцев и тубаларов, кумандинцев и селькупов. Часть из них ассимилировалась и почти забыла родной язык, поколение постарше, как правило, помнит из собственного детства какие-то ритуалы и знает с десяток фраз. Хранителями языка и традиций оказываются бабушки: у кого-то припрятана ритуальная куколка, которая со временем перейдёт дочери, кто-то помнит наизусть колыбельные на родном языке, кто-то может подробно рассказать историю села, а кто-то следит за соблюдением обычаев во время праздников.
Все эти знания — ценнейшие находки для этнографов. Помогают и беседы с молодым поколением: обрывки информации и рассуждения, как сохранить культуру и язык, не менее ценны. Найти и сберечь знания важно для будущих поколений: многие знакомятся со своей культурой из книг, написанных теми же этнографами.
Проект «Разговаривая с предками: современные сакральные практики у народов Сибири» был задуман для того, чтобы у молодых исследователей появилась возможность напрямую пообщаться с носителями неповторимых культур сибирских народов, погрузиться в их культурную среду и получить на этой основе научные данные и ценный опыт полевой работы. Он поддержан Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в рамках программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации в 2016–2020 годах. В центре внимания молодых исследователей оказалась одна из наиболее важных сфер традиционной культуры коренных сибиряков — ритуальное пространство их современной жизни, в котором переплетаются древние духовно-культурные традиции и современные элементы жизненных устоев. Многие из традиционных сакральных практик, обрядов и ритуалов в настоящее время утратили свои исходные культурные смыслы, но они по-прежнему являются основой мировоззрения отдельных общин и целых этносов, поддерживая основу их культурной и групповой идентичности.
Участники экспедиций получили возможность посетить места традиционного проживания шорцев, бачатских телеутов, тубаларов, челканцев, кумандинцев и селькупов. Студенты провели длительные и обстоятельные беседы с представителями исследуемых этнических групп, приняли участия в отдельных ритуалах и сакральных практиках.
— Мы наблюдали за тем, как участники проекта ведут диалог, учим их быть исследователями. Это намного полезнее обычной студенческой практики, — рассказывает Константин. — В этом году в экспедициях по разным населённым пунктам побывали 60 студентов первых-вторых курсов. Все они примерили на себя роль полевого исследователя, а также познакомились с лучшими исследовательскими практиками, современными подходами и методами полевой этнографии. Это стало возможно благодаря участию в проекте ведущих этнографов и антропологов Сибири.
История народов разрознена не только из-за смены поколений. В СССР государство поддерживало малые народы, но не уделяло культуре особого внимания, поэтому народы постепенно ассимилировались. В девяностые годы помощь резко прекратилась, а людям стало не до высокого, они пытались выжить.
— Многие мужчины малых народов всё ещё живут по простой схеме: главное — это обеспечить семью всем необходимым. Вот когда вся семья будет накормлена, можно будет и о культуре поговорить, — поясняет Константин. — А женщины при общении с нами часто говорят, что нужно сохранять традиции, язык. Сейчас коренные народы Сибири нашли своё место в мире, поэтому самое время проводить экспедиции к ним.
В 2019 году в рамках проекта прошло четыре экспедиционных выезда: к телеутам в сёла Беково и Шанда Беловского и Гурьевского районов, челканцам и тубаларам в Турочакский район республики Алтай, в село Красногорское Алтайского края к кумандинцам и в село Парабель Томской области к селькупам.
Телеутов в начале ноября посетили студенты и магистранты КемГУ и школьники Кемеровского района. Школьники побывали на экскурсии в этнографическом музее села Беково «Чолкой», где попробовали традиционные телеутские пельмени и больше узнали о местных традициях: хранении сакральных кукол в семьях, обычае ставить весной украшенный лентами частокол «сом» из берёзок возле дома, праздновании Дня пельменей. Студенты и магистранты пообщались с работниками музея и местным населением и обсудили современное состояние сакральной культуры: какие элементы традиций всё ещё сохраняются, что утеряно, что ассимилировалось и интегрировалось в православные праздники, который телеуты теперь тоже отмечают. Местные жители, живущие вблизи угольных отвалов, много говорили об экологической обстановке, природопользовании, проблемах ведения традиционного хозяйства.
В середине ноября состоялась экспедиция по сёлам Артыбаш, Кебезень, Турочак и Дмитриевка Турочакского района. Там живут челканцы и тубалары — настолько близко и дружно, что сложно ограничить народ конкретными населёнными пунктами. В этнокультурном центре «Ортош» в селе Кебезень участников экспедиции познакомили с культурой и традициями народов и угостили национальной кухней, в том числе научили делать талкан — муку крупного помола из обжаренного ячменя, которая используется во многих блюдах практически у всех народов Сибири. В интервью с местными жителями студенты записали народные песни и затронули вопросы утраты традиционной культуры и языка, способах их сохранения и передачи подрастающему поколению.
По словам Константина Осипова, чем раньше у народа началась ассимиляция русскими, тем большая часть культуры утрачена. В отличии от южных алтайцев, где алтайский язык прекрасно сохранился, а в удалённых сёлах можно встретить алтайцев, которые не знают русского языка, у северных алтайцев проблема сохранения родного языка стоит очень остро.
— Кумандинцы одними из первых приняли на себя удар русской культуры, — рассказывает Константин. — Долгое время кумандинцы включались в состав алтайцев. И лишь в переписи 2002 года кумандинцев учли отдельной народностью со своим языком. Это признание стало возможно благодаря кумандинской интеллигенции, которая с девяностых годов прикладывает все усилия для сохранения своей национальной культуры.
У многих кумандинцев сохранились воспоминания о своих предках, у каждого рода до сих пор есть своя родовая гора — сакральное место. Для возрождения культуры, по словам местных жителей, им не хватает преподавателей и методики преподавания языка в школах: сейчас языки малых народов изучают на факультативных занятиях.
Студенты Алтайского государственного университета под руководством доцента кафедры археологии, этнографии и музеологии АлтГУ Ивана Назарова посетили этнокультурный центр «Эстей» в селе Красногорское Алтайского края, где познакомились с такими культовыми обрядами кумандинцев как Кочо-кан и попробовали национальную кухню: кашу «кузем», приготовленную из талкана, кровяную колбасу «кан» и колбасу «шургем» из сплетённых косичкой внутренностями. Использовать после охоты абсолютно всё, ничего не выбрасывая, — это особенность сибирских народов.
Поездка к селькупам теплой зимой не дала доехать до всех пунктов назначения: зимой в отдалённые сёла можно добраться только по льду, который не успел достаточно застыть. Студентам Томского государственного университета под руководством заведующей кафедрой антропологии ТГУ Ольги Зайцевой удалось пообщаться с местным населением и поговорить о традиционной культуре. Местные жители с сожалением отметили, что она остаётся только в музеях, язык постепенно утрачивается, традиционные занятия селькупов практически не поддерживаются, а сохранять традиции позволяют только праздники и фестивали.
Культуры развиваются и влияют друг на друга — это естественный антропологический процесс. Этнографы следят за сохранением традиций и языка малых народов. То, что студенты хотят помогать в этом и участвуют в проектах типа «Разговаривая с предками: современные сакральные практики у народов Сибири», доказывает, что о будущем есть, кому позаботиться.
Россия обладает колоссальным этнокультурным разнообразием. Организаторы проекта надеются, что он будет содействовать лучшему взаимопониманию между народами и широкой популяризации этнокультурного наследия коренных народов. Данный проект — лишь первый, но от того не менее важный шаг в указанном направлении.
ВКонтакте Twitter Одноклассники