Отправляя дошкольника в развивающий центр или студию, родители хотят обеспечить ему условия для будущего успеха в жизни. Начиная с успехов в учёбе: если ребёнок в пять умеет читать и считать, а к семи умножает, делит и вдобавок хорошо говорит на двух иностранных языках, это считается большим достижением.
Родители не всегда задумываются о том, что в первом классе может не понадобиться умение складывать двузначные числа и владеть скорочтением. Зато крайне важно, насколько ребёнок психологически готов к новому этапу жизни. О том, как работает механизм психологической адаптации, и почему на жизненном рубеже он важнее для будущего успеха, чем обилие знаний, корреспонденту A42.RU рассказала руководитель детской студии «Синяя Птица» Ольга Лавриненко.
Родители стремятся выбрать программы, обещающие научить читать, писать, считать за короткий срок. Ольга Лавриненко уверена, что нужно не просто учить считать, а развивать математические способности: логическое и вариативное мышление. Не сразу читать, а расширить понятийную базу ребёнка, отработать в устной практике основы грамматики родного языка, развить артикуляцию. Перед письмом не забыть правильно поставить руку. И в целом больше заботиться не столько о наполнении детской головы знаниями, сколько о развитии способностей ребёнка.
— Например, мы разработали беспрецедентную программу по подготовке к ментальной арифметике, направленную на развитие активности мозга, — рассказывает она. — С её помощью ребёнок совершает манипуляции, требующие взаимодействия обоих полушарий. И при таком подходе занятия ментальной арифметикой будут действительно эффективными, когда ребенок достигнет уже школьного возраста.
Преподаватели «Синей Птицы» много лет занимаются подготовкой к школе и естественным образом ориентируются на требования, предъявляемые к детям в младших классах. Проработав последние ФГОСы и программы дошкольного и школьного обучения, они сделали неутешительные выводы: готовить детей к школе нужно в первую очередь психологически.
— Навыки — письмо, счёт и так далее — мы давали изначально, — рассказывает руководитель студии. — А исходя из ситуации в современной школе, видим, что нужен ещё и акцент на стрессоустойчивость, улучшение эмоционального фона, повышение самооценки.
В школе обновляются не только программы, но и состав педагогов. Не всегда удается встретить доброго и понимающего учителя. А задания становятся всё сложнее, нелогичнее, запутаннее.
— Это порой такие «мозговые лабиринты», — качает головой Ольга Лавриненко, — что учиться приходится не только детям, но и родителям. Они вынуждены перечитывать учебник, шерстить интернет и звонить друзьям по несчастью, чтобы разобраться, что от ребёнка вообще требуется. Формулировки такие, что сидишь и думаешь: может, это всё-таки в учебнике ошибка, опечатка?
Если стресс испытывают даже родители — что уж говорить о детях. Как же их готовить к школьным занятиям? По словам Ольги Лавриненко, самое главное — подготовить детей психологически.
— В «Синей Птице» мы реализуем целый блок психологической подготовки, — рассказывает она. — В том числе отрабатываем ситуации, в которых ребёнок встречает трудности, и помогаем справиться с последствиями.
Вот пример: ребёнок сталкивается с заданием, которое он с трудом понимает и не сразу может выполнить. Реакция ребёнка может быть очень разной: от закрытости до мгновенных слёз. Типичных реакций несколько. Кто-то замыкается. Сидит перед открытой тетрадью в смятении и ничего не делает. У других запускается механизм истерики: «Я не понимаю — значит, я глупая! Наверное, все видят, что я глупая!». Третьи злятся: я что, глупый? А из-за кого это?! А это всё из-за учителей! И на первый план выходит злость, агрессия. Дети могут кидаться сумками, рвать тетради, пытаться уйти: «Вы здесь все дураки!».
— Дети не рефлексируют, они просто сталкиваются с проблемой, и им плохо, — объясняет Ольга Лавриненко. — Хотят что-то сделать, но не знают, что. Мы к каждому подойдём, проговорим, вытрем слёзы, и переключим ребёнка на то, чтобы искать выход, а не поддаваться эмоциям.
Нужно в этом конкретном случае не так уж много: поднять руку, попросить помощи учителя или потихоньку спросить у соседа. Но подводить к этому выходу разных детей нужно по-разному.
— Одних мы ласково успокаиваем, — рассказывает Ольга Лавриненко, — например: «Нет-нет, ты не глупая. Ты вон как читаешь и рисуешь красиво. Не думай так, а лучше сделай кое-что: освободи себя, попроси помощи. Действуй, никто не наругает!». Буянов направляем иначе. Злишься? Отлично! «Подними решительно руку! И так же решительно скажи: „Помогите мне, пожалуйста!“ А то, что ты не понял сейчас задание, не страшно. Такое даже со мной, учителем, случалось».
Дети отыгрывают проблемные ситуации, с которыми им предстоит столкнуться в школе. Это запланированный процесс: задания, в которых эти ситуации должны возникнуть, даже в учебном плане отмечены звёздочкой. Кроме того, педагоги «Синей Птицы» в целом постоянно сопровождают каждого ребёнка, консультируют родителей, определяют индивидуальные особенности поведения детей, дают основные педагогические и психологические советы.
В целом это напоминает обучению плаванию на спокойном мелководье. Малыш постепенно разбирается, как вода реагирует на его движения, какие из них помогают двигаться вперёд. Он учится управлять своим теломи, зная, что в случае чего его всегда подхватит добрый взрослый. Если продолжать аналогию, переход в школу больше похож на выбрасывание на глубине — плыви!
— Наша основная задача — сформировать механизм обучения в сознании не только детей, но и родителей, — объясняет Ольга Лавриненко. — И запустить его. Стереотип «вот придёт в первый класс и там его всему научат» уже сломан. Поэтому у детей нужно сформировать чёткую внутреннюю мотивацию к обучению, которая не зависит от внешних посулов. Например, от того, купят что-то родители, если ребенок букву напишет в тетради, или нет. В «Синей птице» дети с первого занятия «хотят всё знать». И даже писать и читать, потому что программа методически выстроена на главном принципе детского восприятия: удивлении! Дети удивляются педагогам, которые «как дети» играют с ними. Они удивляются знакомству с буквами и цифрами, потому что это целое приключение. Их поражают и музыка и знакомство с окружающим миром. А как дети ждут английского! Это же целый водоворот игр и веселья! И даже за партами нескучно!
Это работает благодаря тому, что программа занятия высчитана по минутам, как театральное выступление. Здесь нет места скучным паузам. Педагоги виртуозно реализуют все учебные моменты как игру. В их арсенале база дидактических и демонстрационных пособий, которые делают каждое занятие неповторимым.
Однако для готовности к школе этого недостаточно. Даже несмотря на то, что дети приобретают необходимые навыки и знания, они всё равно ещё нуждаются в поддержке и внимании родителей.
— И мы готовим к школе родителей! В конце каждого занятия педагоги подробно расскажут обо всём, что происходило на уроке, чтобы было о чём поговорить с ребенком по пути из школы, — рассказывает Ольга Лавриненко. — И обязательно посоветуют, что можно было бы проработать дома. В основном это письменные задания в тетради и речевые темы. Кроме того, педагоги уделяют внимание родителям, с детьми которых возникали проблемные ситуации. Мамы и папы всегда могут задать волнующие их вопросы и получить авторитетный совет. Мы планомерно работаем над тем, чтобы родители помогали детям выполнять домашние задания. Это самое сложное. Ведь дети очень часто не хотят заниматься дома с родителями и тем более самостоятельно. А родители устают после работы и поглощены то домашними делами, то гаджетами. Мы обязательно объясним, как замотивировать ребенка, как найти время и силы для занятий, и даже как приучить ребенка работать самостоятельно.
Важное направление работы «Синей Птицы» — успешная социализация ребёнка: знание своего места в иерархии общества, отработка личностного роста, коррекция поведения.
Дети не просто пришли, сели и учатся читать. Педагоги постоянно мониторят психологическое состояние и развитие воспитанников, подхватывают на развилках их естественного личностного роста, аккуратно направляя в верную сторону.
Дети на уроке чтения.
— А Таня суёт мне руки в лицо!
Педагог приостанавливает занятие.
— Дашенька, что ты хочешь этим сказать?
— Ну что она, вот она, суёт мне руки! В лицо!
— А почему ты мне это говоришь?
— Ну сделайте что-нибудь!
Ребёнку пять лет. Это манипуляция, формулировка заимствована у значимого взрослого.
— А что ты хочешь, чтобы я сделала?
— Накажите её!
— Во-первых, у меня нет таких полномочий. А во-вторых, ты взрослая девочка. Ну-ка повернись к Тане. Спроси у неё: ты зачем мне руки суёшь?
Даша вынуждена повернуться и спросить. Таня в недоумении хлопает глазами — теперь все смотрят на неё.
—Танюш, что нужно сказать, когда ты нечаянно обидел кого-то?
— Я не хотела, я случайно! Прости!
— А теперь попроси Таню вежливо, как будто ты принцесса: «Ты мне, Танечка, пожалуйста, больше в лицо руки не суй!». И улыбнись. Ты же принцесса!
— Мы разрешили конфликтную ситуацию, — объясняет Ольга Лавриненко. — Даша поняла, что манипулировать взрослым не получится, зато она может решить проблему сама — и манипуляции ей не понадобятся. Таня поняла, что она привлекла не то внимание, на которое рассчитывала, и впредь будет осторожнее с соседями. И у мальчиков конфликты подобного рода мы разбираем постоянно. Иногда мы лучше меньше почитаем, но больше поработаем над поведением. Это действует: у всех детей есть адаптационный период, на который приходится наибольшее количество подобных ситуаций, а потом они вливаются в учебный процесс, вникают в суть отношений в классе и начинают учиться. Остаётся лишь иногда отрабатывать отдельные моменты.
Результат такой подготовки к школе — не просто читающий и пишущий, а свободный от психологических проблем ребёнок, готовый взять мощнейший старт в подходящее время.
— Знания и умения при подготовке к школе, безусловно, важны, — говорит Ольга Лавриненко. — Но психологическая готовность, развитые мягкие навыки сослужат ребёнку огромную службу. Когда приходит время выходить в школу, они освобождены от своих детских «ты дурак — сам дурак». У них развитое мышление, они спокойно сидят, выполняют задания, взаимодействуют с учительницей, есть понимание её авторитета. Они знают, что учительница — это большая хорошая фигура, её не надо бояться, не надо ничего себе надумывать. Они уважительно относятся к своим одноклассникам, но при необходимости могут себя защитить. Они морально готовы к тому, что они что-то не поймут или не успеют, и знают, что это можно решить — а не вскакивать, или кричать, или плакать за партой, или сидеть и бояться с огромными от страха глазами. В итоге мы получаем не вундеркинда-неврастеника, а спокойного, хорошо развитого школьника. Именно это — прочная платформа и правильный первый шаг к жизненному успеху.
ВКонтакте Twitter Одноклассники