В апреле автопроизводители объявили о повышении цен. Рост составил от 10 до 70 тысяч рублей в зависимости от марки и модели. На фоне замедления мировой экономики концерны прогнозируют падение благосостояния и снижение спроса на новые автомобили, как уже случалось в 2009 и 2015 годах. Эта тенденция открывает окно возможностей для салонов, работающих на вторичном рынке автомобилей. Для автолюбителей это означает одно — возможность купить автомобиль с пробегом прозрачно, без неприятных сюрпризов и по привлекательной цене.
О приходе цивилизации на вторичный рынок автомобилей, ликвидных марках и механизмах продажи корреспондент A42.RU поговорил с Константином Титенко, директором направления автомобилей с пробегом «М53.RU».
После введения ограничений, связанных с распространением коронавируса, кемеровские автосалоны две недели не принимали клиентов. А когда открыли двери, покупатели хлынули потоком. Люди боялись, что деньги обесценятся, и стремились вложить во что-то реальное — квартиры и машины. Этот поток, впрочем, быстро иссяк. В Кузбассе оказалось не так уж много людей, которым хватает сбережений на новый автомобиль.
— Вторичный рынок неоднороден, — говорит Константин Титенко. — На какие-то модели цены растут, на другие — остаются прежними, на третьи — снижаются. Для первичного рынка прогнозируют снижение продаж. Думаю, на вторичном оно отразится не так сильно. Возможно, он даже останется на уровне прошлого года. До насыщения рынка ещё далеко, а автомобили с пробегом будут покупать всегда.
По словам эксперта, это сглаживание связано с падением благосостояния и «перетеканием клиентов». В преддверии кризиса тот, кто думал купить новый автомобиль за миллион рублей, теперь смотрит в сторону варианта с пробегом за шестьсот тысяч.
Впрочем, к лету колебания курса рубля, увелчение стоимости новых автомобилей и перебои с поставками из-за ограничительных мер приведут к росту цен и на вторичном рынке. По словам Константина Титенко, в течение 2020 года цены могут вырасти на 10% и более.
— Всё зависит от марки и состояния, — уточняет он, — но если брать ликвидные автомобили, то те, которые сейчас можно купить за 700 тысяч рублей, осенью будут стоить минимум 770. В этом я практически уверен.
Пока же рынок относительно спокоен, и похоже, что лучшего времени для покупки не будет.
Автомобили с пробегом обладают разной оборачиваемостью: Kia Rio купят в первый же день продажи, а экзотический Iran Khodro Samand будет ждать покупателя полгода и более. В предкризисный момент первыми дорожают именно ликвидные марки.
— В разных регионах понятие о ликвидном автомобиле разное, — рассказывает Константин Титенко. — В Сибири это практически все японские автомобили, плюс российские до 500 000 рублей. По ту сторону Урала в приоритете европейские марки. То есть, например, если у нас в почёте Toyota Land Cruiser, то там это будет скорее Range Rover. Впрочем, Renault Logan и Kia Rio будут нарасхват везде. Конечно, многое зависит от состояния и цены.
Наибольший интерес традиционно вызывают «японцы» и «корейцы» с пробегом до 100 000 километров и простой трансмиссией — механической или «автоматом». Эти машины уже значительно дешевле новых, при этом сохраняют большой ресурс. Они неприхотливы в обслуживании, а запчасти очень доступны. Тем не менее, купить такой автомобиль у непосредственного владельца в последнее время затруднительно. Хозяева предпочитают не возиться с продажей, а сдавать машины по trade-in.
— Откройте популярный сайт с объявлениями и посмотрите, кто продаёт автомобили, — пожимает плечами Константин Титенко. — В 90% случаев это профессиональные игроки рынка: либо автосалоны, либо мимикрирующие под собственников перекупы. Настоящих собственников мало, потому что никто уже не хочет общаться с покупателями. Все эти нервы, торг, показы, просьбы присутствовать при регистрации… кому это надо, если можно просто сдать машину в автосалон по плюс-минус той же цене? А благодаря спецпредложениям по покупке другого автомобиля, даже остаться в плюсе. Приехать, отдать и забыть.
Покупают машины с пробегом в автосалонах тоже уже чаще, чем у частников. Во многом это связано с тем, что салон обеспечивает юридическую чистоту и полную информацию о состоянии автомобиля. Продажами «подержанных» автомобилей так или иначе занимаются практически все кемеровские автосалоны. «М53.ru» специализируется на продаже автомобилей с пробегом: на складах автоцентра более 400 автомобилей.
По словам Константина Титенко, автомобильный рынок становится более цивилизованным с каждым годом. Дилеры автозаводов всё больше кренятся в сторону европейской модели, зарабатывая на непосредственной продаже нового автомобиля меньше, чем на техническом обслуживании и дополнительных услугах. Автомобилей с пробегом это касается в меньшей степени, но и здесь комиссия салона давно легла в жёсткие рамки.
— До сих пор есть стереотип, что автосалон зарабатывает с каждой машины кучу денег, — улыбается Константин. — Кого-то разочарую: уже нет. Чтобы сохранить необходимый темп оборачиваемости склада, зачастую отдаём автомобили с маленькой наценкой, порой даже в ноль. Этим тоже отличаемся от перекупов. Они с низкой наценкой работать не будут: у них не такой большой склад, и на подготовку они тратят намного меньше. Там, где мы делаем ремонт, они машине «красят губы».
При приёме автомобиля оценщик проверяет его техническое состояние. В чек-листе больше полуста пунктов: двигатель, КПП, электроника с помощью сканера и так далее. Продавец получает рыночную стоимость автомобиля или чуть ниже. После этого любой автомобиль приводят в соответствие требованиям государственного технического осмотра. Треснувшее лобовое стекло, неработающий сигнал, проблемы с тормозной системой, рулевым управлением, — всё это устраняют. Проводят химчистку салона и полировку кузова. Недостатки, которые устранять не стали, приводят в описании к автомобилю: покупатель получает полную информацию.
Любой автомобиль в «M53.RU» можно купить по схеме трейд-ин, то есть сдать свою старую машину в счёт новой. На остаток легко взять кредит — продукт «М53.RU-финанс» даёт выбор между 12 крупнейшими банками. Кроме того, здесь принимают автомобили на комиссию — давно забытая процедура снова становится популярной.
— Чаще всего автомобиль просто продают нам, — объясняет Константин Титенко. — Но, если он достаточно дорогой, а торопиться некуда, поставить на комиссию может быть выгоднее. Выждать, попродавать и заработать столько, сколько вы хотите. А мы заберём лишь небольшую фиксированную комиссию.
«Молодые» автомобили с пробегом ни разу не дешевели с начала двухтысячных годов. Кемеровчане неохотно идут к дилерам в предкризисное время ещё и потому, что по опыту 2009 и 2015 годов знают: центр, в котором ты на гарантийном обслуживании, может попросту обанкротиться и закрыться. Заводской гарантии это, понятное дело, не лишит, но неудобства точно создаст. Начинающая разгоняться инфляция, снижение курса рубля, рост цен на новые автомобили и рекордно низкие ставки по автокредитам дают сочетание, которое переориентирует покупателей на вторичный рынок. Активизировались почувствовавшие наживу перекупы: к концу года купленный автомобиль подорожает, и вложенные средства можно будет вернуть с прибылью.
Пока ограничения из-за ситуации с коронавирусом в Кемерове ослаблены, все автосалоны продолжают работу. Сколько это продлится, неизвестно: ограничения могут вернуть хоть завтра.
— Сегодня мы активно развиваем онлайн-продажи, — делится Константин Титенко. — На сайте М53.ru каждый может купить понравившийся ему автомобиль, не выходя из дома, оформить кредит и страховку, внести оплату. Автомобиль доставим по адресу, на месте подпишем договор. Подобный опыт у нас уже есть, сейчас мы работаем над улучшением качества сервиса этой услуги.
И пока одни ждут стабильности в экономике и благоприятных условий для покупки автомобиля, другие создают эти блага для себя сами. Уже сейчас инвестируют средства в покупку своей мечты, ведь с каждым днём деньги только дешевеют. Какой выбор сделать — решать только вам.
ВКонтакте Twitter Одноклассники