К любой покупке нужно подходить тщательно, особенно к крупной. Потому что всегда есть риск нарваться на мошенника и остаться без денег, которые, возможно, человек копил годами. Особенно это актуального для автомобильного рынка, где велики шансы попасть на «серого» дилера.
По статистике, такие покупки чаще всего заканчиваются обманом покупателя: автомобиль, который у «официалов» можно купить за одну сумму, недобросовестный салон продаёт в полтора, а то и в два раза дороже. Только выясняется это, когда все документы уже подписаны.
Мы пообщались с Еленой Ивановой*, которая несколько месяцев назад купила KIA Rio у такого дилера. Теперь она отдаёт за кредит всю зарплату, а помочь ей так никто и не смог. О том, как работают «серые» дилеры, и как застраховать себя от необдуманной покупки — в нашем материале.
Девять месяцев назад мы с мужем решили купить автомобиль. Так как хотелось приобрести новенький из салона, вторичный рынок даже не рассматривали. Наткнулись на выгодное предложение в одном из салонов, позвонили туда, уточнили являются ли они официальным дилером KIA, на что нам ответили, что да, они, мол, их представитель. Я даже не подумала о том, чтобы проверить, говорят ли они правду. Решила довериться.
После этого стали обсуждать детали: модель, комплектацию, способ оплаты. Нам был нужен KIA Rio в кредит, планировали на это потратить не больше 900 тысяч рублей. Менеджер сказала, что обязательно что-нибудь подберём. Предложила тут же по телефону оформить заявку на кредит, чтобы банк её предварительно одобрил.
После этого нас попросили приехать в салон. В девять утра следующего дня мы были там. У нас тут же забрали все документы — паспорт, ИНН, водительские права, — якобы для составления договора купли-продажи. Мы просидели в салоне примерно до четырёх часов дня, за это время показали всего три автомобиля: KIA Rio X-Line, Hyundai Solaris, которые нас не интересовали, и только потом KIA Rio.
На вопрос о том, почему так долго, менеджер ответила, что банки, куда они посылают запросы, отклоняют заявки на кредит, поэтому ищут вариант. Дождавшись шести вечера, я спросила, можно ли подъехать позже, когда заявку, наконец, одобрят. Мне сказали, что нет, необходимо ждать на месте. Уже тогда я стала подозревать, что тут что-то не так, но раньше мы никогда не покупали машину из салона, поэтому меня мучили сомнения: возможно, это нормальная процедура.
Через несколько минут вынесли ПТС и попросили его подписать. Я подписала. Меня пригласили на сделку подписать остальные документы, но предупредили, что пройти может только один человек, поэтому мужу пришлось меня ждать в салоне. Меня провели куда-то в подвал, вывалили стопку документов, я, особо не читая, стала их подписывать. И потом увидела, что итоговая сумма вышла 1 240 000 рублей, а процент по кредиту какой-то грабительский — 16,9. Конечно, мне это не понравилось. Я заявила, что не буду это подписывать, но мне возразили: мол, вы уже подписали ПТС, поэтому вариантов нет.
В итоге я уехала на новой машине, но поехала не домой, а в правовой центр. Юристы сказали, что за 30 тысяч помогут вернуть часть суммы. Мы составили претензию на возврат средств за навязанные дополнительные услуги типа страхования жизни или программного обеспечения ГЛОНАСС. Однако, забегая вперёд, скажу, что эта претензия ничего не дала: её составили с ошибками. Причём даже с грамматическими. Ответ на неё мы так и не получили.
Позже, заглянув в сервисную книжку, я с удивлением обнаружила, что сервисный центр находится где-то на Алтае. Получается, этот «салон» просто покупает автомобили там и перепродаёт их здесь с бешеной наценкой.
Я снова позвонила туда, где приобрела машину, и сказала, что хочу вернуть KIA Rio, так как сервисный центр находится даже не рядом с Кемеровом. Менеджер ответила, что в таком случае обслуживанием занимается официальный дилер. Больше никакой информации я не получила.
Получается, меня просто обманули, но сделали это грамотно – все документы на руках, не подкопаешься. Уже позже я узнала, что, если бы я обратилась к официальному дилеру KIA, машина обошлась бы мне гораздо дешевле. Да и проценты по кредиту были бы заметно меньше: я бы платила примерно 6 тысяч рублей в месяц. Сейчас плачу 25 тысяч – и не понимаю, на что жить. Мы с мужем зарабатываем не так много, а у нас ещё и дети.
Сейчас я просто хочу поскорее рассчитаться с этим кредитом и забыть случившуюся историю как страшный сон. Я поняла, что автомобиль надо выбирать тщательнее и не доверять первому встречному.
Для того, чтобы разобраться, как не попасть в руки мошенников и на что нужно обратить внимание при покупке нового автомобиля, мы поговорили с директором по продажам автосалона «KIA-Центр Кемерово» Александром Ганиным.
– Как понять, что ты оказался в салоне у «серого» дилера? Или «на глаз» это никак не определить?
– В шоуруме официального салона представлены автомобили только одной марки, а сами автосалоны имеют одинаковый стандарт оформления внутри и снаружи. Конечно, есть мультибрендовые салоны, но в них марки авто визуально отделены рекламными материалами. Поэтому, если в шоуруме находится несколько брендов вперемешку, то это, скорее всего, неофициальный дилер.
Но, конечно, самый простой способ – это посмотреть на сайте импортёра — в нашем kia.ru — список официальных дилеров. Если автосалона, где вы планируете совершить покупку, в этом списке нет, то лучше уточнить по телефону горячей линии, стоит ли обращаться в данный дилерский центр.
– Часто бывает так, что под видом новых автомобилей мошенники продают машины с пробегом. Можно как-то удостовериться в том, что перед тобой действительно автомобиль, за руль которого ещё никто не садился?
– Действительно, бывает и так, что под видом нового автомобиля продают автомобиль с пробегом. Узнать это можно по VIN-коду. В салоне официального дилера информация об автомобилях всегда открыта. VIN-код можно посмотреть на лобовом стекле, он не заклеен. Также его можно сравнить на стойке дверцы. Мошенники, как правило, его скрывают.
Ещё один важный момент кроется во время заключения договора. Внимательно прочитайте его и сравните VIN-номер, который там прописан, с номером автомобиля, который вы выбрали. Может случиться так, что они не совпадут. Заодно обратите внимание на все скидки и акции, о которых договаривались с менеджером. В случае покупки автомобиля в кредит у вас будет второй договор от банка со всей информацией.
– Некоторые автосалоны просят невозвратный залог. Это нормальная практика?
– Нет. У официального всегда можно вернуть залог за понравившийся автомобиль.
– Если в салоне нет своего сервиса, это повод насторожиться?
– Чаще всего официальный дилер занимается не только продажей, но и сервисным обслуживанием автомобиля. При покупке вам обязательно покажут, где проходит обслуживание. Если в дальнейшей у вас возникнут гарантийные проблемы, официальный дилер всегда сможет их решить на месте. «Серый» дилер ничем не поможет.
*Фамилия героя изменена по его просьбе
ВКонтакте Twitter Одноклассники