Цифровизация стала одним из главных условий успешного прохождения кризиса весны 2020 года. Те, кто раньше только задумывался о внедрении онлайн-оплаты или запуске доставки, подключали эти процессы в силу рыночных условий. Это увеличило спрос на цифровые инструменты и полностью изменило отношение к ним как со стороны бизнеса, так и со стороны клиентов.
Денис Скоков, руководитель управления по работе с малым бизнесом Райффайзенбанка, рассказал A42.RU о том, какие интернет-сервисы помогают оптимизировать бизнес-процессы и улучшают жизнь предпринимателей.
Осенью 2020 года мы провели исследование, чтобы понять, с какими вызовами работает малый бизнес и какие инструменты использует. Выяснилось, что каждый третий предприниматель экономит ресурсы с помощью цифровых решений.
Чаще всего это электронный документооборот, бухгалтерия и работа с банками, госорганами и контрагентами полностью дистанционно. Например, подача деклараций без визита в налоговую, выставление счетов через интернет, проверка контрагентов и так далее. Это экономия времени и отсутствие технических ошибок в рутинных процессах — так можно направить всё внимание на решение стратегических задач.
Есть сервисы онлайн-бухгалтерии — Райффайзенбанк запустил такой для своих клиентов примерно полтора года назад, а летом он стал доступен для клиентов всех банков. Услуга бесплатная. В ней есть налоговый календарь, расчёт страховых и авансовых платежей и многое другое.
Также есть возможность выпустить квалифицированную электронную подпись (КЭП), чтобы подавать документы удалённо в налоговую. При этом все уведомления из неё приходят в личный кабинет в онлайн-банке. Это актуально для ИП без сотрудников — экономит время, не требует специальных навыков и опыта, бухгалтерия становится простой задачей.
Цифровые решения снимают нагрузку с владельца бизнеса и переносят часть процессов на сторону банка или агрегатора маршрутизации. Это позволяет уделить больше внимания стратегии или нестандартным задачам, которых в работе малого и микробизнеса всегда достаточно.
Спрос на цифровые решения вырос — это очевидно, но интересно посмотреть на конкретные показатели. По нашей оценке, каждый пятый специальный или дополнительный счёт бизнес открывает в мобильном приложении. Доля клиентов онлайн-бухгалтерии, которые зарегистрировались через приложение, с начала года выросла в два раза и превысила 50%. То есть мы видим рост активности в цифровых каналах, и, хотя исторически около 15% микро и малого бизнеса предпочитают офлайн, эта доля будет сокращаться — цифровые решения быстрее, удобнее и проще.
В реалиях 2020 года многим предпринимателям приходилось с нуля выстраивать процесс дистанционной работы с клиентами и контрагентами. Это цифровое привлечение и сбор заказов, доставка, маршрутизация. Сюда же можно отнести чат-ботов на сайте, рассылку уведомлений, внедрение безналичной оплаты и т. д. Для решения этих задач есть многочисленные платформы, которые предлагают крупные IT-компании.
Есть и другие подходы. Например, выход на площадку крупного маркетплейса или создание конкурентами локальных экосистем для решения общих задач. Так, возникали местные сети доставки еды из ресторанов, когда компании использовали ресурсы друг друга. Это пример оптимизации и цифровизации без расходов на подключение к крупным агрегаторам.
Также для представления своего продукта на рынке каждый может сверстать несложный лендинг и настроить контекстную рекламу в интернете. Благодаря платформам-конструкторам и доступным гайдам разобраться в этом можно самостоятельно и в короткие сроки.
Для этого канала привлечения клиентов нужна бесконтактная оплата. Например, можно договориться с банком и подключить услугу приёма платежей через СБП по QR-коду. Потребуется только приложение банка и мобильное устройство, на котором оно установлено. Так предприниматель экономит на эквайринге и обслуживании оборудования.
В рамках сотрудничества с малым и микробизнесом мы предоставляем и банковские, и небанковские сервисы. Так, мы удалённо выдаём кредиты и рассматриваем заявления на реструктуризацию, доставляем выписки и документы. Любую справку предприниматель может заказать в интерне-банке Райффайзен Бизнес Онлайн — её можно забрать в отделении, если это удобно, а можно получить в электронном виде или с доставкой.
Кроме онлайн-бухгалтерии, о которой я уже рассказал выше, у нас есть сервис проверки контрагентов «Светофор», анализ работы партнёров по бизнесу с помощью СПАРК-Интерфакс и другие услуги, которые делают работу предпринимателя проще.
Мы постоянно расширяем перечень партнёров, чтобы предложить клиентам скидки или кешбэк в самых востребованных направлениях. Например, для наших клиентов действует скидка на рекламу в социальных сетях через myTarget — можно получить до 50 000 рублей на продвижение. А при оплате покупок в METRO бизнес-картой Райффайзенбанка можно получать кешбэк в размере 1% .
Банк должен дать клиенту простое и удобное решение любых его бизнес-задач. При этом банковский сервис должен быть незаметным, а продукты гибкими — так они смогут меняться под конкретный запрос, ситуацию, ритм жизни клиента.
Фото: Райффайзенбанк, unsplash.com
ВКонтакте Twitter Одноклассники